Вино
Древние истоки пивных фанатов и винных снобов
Если вы увлекаетесь вином или пивом, вы, вероятно, сталкивались с несколькими «винными снобами» или «пивными фанатами». Хотя они могут показаться современным явлением, тысячи свидетельств доказывают обратное. Но, как и все в истории, все зависит от того, куда смотреть.
Возьмите Плиния Старшего, полководца I века и писателя времен Римской империи. Во время своих военных походов он зафиксировал, что пили солдаты из разных регионов накануне боя. По словам Трэвиса Руппа, пивного археолога, который преподает курсы по греческой и римской истории в кампусе Университета Колорадо в Боулдере, это часто было пиво.
«Плиний Старший пишет о пиве больше, чем любой другой римлянин, — говорит он. «Хотя, кажется, он не обязательно заботится о напитке».
Латинского слова «пиво» не существовало, поэтому Плиний использовал для него разные термины в зависимости от того, где в мире он его видел. Многие римские авторы также писали о пиве, такие как Полибий, Диодор Сицилийский, Тацит и Диоскорид, которые довольно много писали о различных кухнях и медицинских доктринах.
«Итак, эти люди будут упоминать пиво, но они часто упоминают его в очень похожем контексте, что и Плиний Старший, что это что-то, что «другой» [пьет]», — говорит он. «Настоящие римляне пили вино, а «другие» пили пиво».
По мере того, как римляне завоевывали разные части мира, они приносили с собой эту идеологию. Плиний не был первым винным снобом в древности. По словам Руппа, римляне смотрели свысока на пиво и тех, кто его пьет.
Гомер, возможно, самый знаменитый поэт Древней Греции, продемонстрировал эти взгляды в своих эпосах «Илиада» и «Одиссея». Нет согласованной даты, когда жил Гомер, но многие историки считают, что он написал свои эпические поэмы в конце восьмого века до седьмого века до нашей эры.
В «Илиаде» вино используется для обозначения привилегий. Те, кто занимал более высокое положение в обществе, пили лучшее вино. В «Одиссее» Одиссей использует вино как средство спасения от монстров и других существ, незнакомых с греческой культурой употребления алкоголя и опьяняющими эффектами алкоголя.
Работа Гомера дает важный взгляд на кулинарную культуру Древней Греции, но Рупп утверждает, что он не может быть единственным источником, на который мы обращаем внимание, поскольку он пишет «с очень узкой точки зрения… И поэтому мы должны быть осторожны и принимать все на веру».
В пятом веке до нашей эры Афины вступили в золотой век научных исследований, философии и искусства. Историки часто ссылаются на этот период, чтобы измерить важность пива по сравнению с вином в древнегреческом обществе, Аристофан, комический драматург, является одним из важных источников.
Греческого слова «пиво» не существовало, и «о нем мало говорят», — говорит Рупп. «Это одна из причин, по которой делаются широкие обобщения, что греки просто не пили пиво. И это потому, что эти высокомерные личности, которые пишут всю эту литературу, не говорят об этом».
Эротян много писал о пиве в отношении лекарственных средств.
«Если вы посмотрите на Эротяна, в его философских анекдотах о философии Гиппократа, он действительно упоминает вещи, которые мы могли бы отнести к пиву», — говорит Рупп. «Он говорит о ячменных винах, ячменных соках и тому подобных вещах, которые употребляют в лечебных целях».
Греция пала перед Римом в 146 г. до н. э., один из нескольких регионов, которые он завоевал с конца третьего по второй век до н. э.
Во время завоевания Испании римлянами Плиний описывал «туземцев до римского влияния как любителей пива, что они употребляли пиво, очень похожее на то, что пили галлы, — пшеничное пиво с мутной консистенцией», — говорит Рупп.
После прихода римлян культура употребления алкоголя в Испании изменилась.
«Сегодня мы думаем об Испании и думаем о винной культуре, — говорит Рупп. «У вас есть регион Риоха и все эти замечательные вина из Испании. Судя по археоботаническим записям, виноград не был широко распространен в Испании до прихода римлян».
Вино стало иметь сильные религиозные связи в Древнем Риме. Константин I победил Максенция в битве у Мильвийского моста (312 г. н. э.), а затем стал правителем Рима в 324 г. н. э. Он начал преобразовывать Рим в монотеистическое учреждение. С этим пришел больший акцент на вине.
«Подумайте о христианской религии, — говорит Рупп. «Там есть причастие и питье крови Христовой, и к этому стали отождествлять вино. Где питье пива было символом того, что вы не обращены, и, следовательно, вы были варваром «другим».
Оно попало в Древний Египет (3100 г. до н. э. – 332 г. до н. э.), в котором процветала культура пива, а земля не очень подходила для производства вина. Тем не менее, состоятельные люди древнеегипетского региона Оксиринх попробовали свои силы.
«Они выращивали виноград для производства вина, но большая его часть относится к позднему периоду, мы говорим о шестом или седьмом веке [н. э.], возможно, как реакция на то, что римляне уже сделали в этом районе», — говорит Рупп.
Евсевий, автор религиозной биографии Константина, писал о том, что египтяне пили пиво «до того, как Господь поселился среди них», — говорит Рупп. «Так что это пиво было маркером далекого прошлого и языческих институтов».
Заманчиво читать древнеримских, греческих и египетских авторов и предполагать, что пиво не было важной частью их культуры. Но «большая часть материала поступает к нам через призму сверхэлиты», — говорит Рупп.
«Итак, у вас есть эти люди, живущие в высших эшелонах греческого общества, которые грамотны, а подавляющее большинство населения не грамотны», — говорит он. «И в Греции, и в Древнем Риме, вероятно, только 1% населения был грамотным. И они, очевидно, будут людьми богатыми и аристократическими. Так что это линза, через которую мы просматриваем эту историю».
Важно учитывать множество различных источников, таких как медицинские тексты, драмы, искусство и современная наука.
«Представьте, если бы мы предоставили высшему 1% нашего населения писать всю нашу историю и все, что касается кулинарной или алкогольной культуры», — говорит Рупп. — «Это было бы неправдой, верно?»