Крепкие напитки и пиво
Зимбабвийский напиток, соединяющий прошлое, настоящее и будущее
Единственным алкогольным напитком, который Одри Мадзима могла пить в молодости, был Hwahwa (произносится как уа-уа), напиток из местных зерен.
«На самом деле у него не было возрастных ограничений; все могли его выпить», — говорит она. «Помню, мне тогда было 14 лет. Я выпила огромную чашку, напилась и повеселилась».
Он был сделан только для особых мероприятий, добавляет она, которые обычно были семейными собраниями. «Было интересно и весело иметь возможность напиться со старшими».
Термин уа-уа является общим термином для обозначения алкоголя на языке шона в Зимбабве и является фундаментальным аспектом зимбабвийской культуры. Праздничный напиток, уа-уа объединяет людей и связывает их с теми, кто ушел из жизни.
Вся уа-уа делается по-разному. Ее можно делать либо из сорго, которое чаще всего используется в зимбабвийской провинции Матабелеленд, либо из рапоко, пальчатого проса, которое чаще используется в Машоналенде и Маникаленде. Выбор ингредиента зависит от местоположения производителя.
Чтобы приготовить уа-уа на основе рапоко, рапоко помещают в большой глиняный горшок с кипящей водой, а затем оставляют остывать. После этого его оставляют для брожения на семь дней, после чего он готов к употреблению.
Уа-уа служит множеству целей. В некоторых сельских районах это коммерческое предприятие, с помощью которого винокуры поддерживают свои семьи.
Он также используется для погребальных обрядов. Через год после того, как кто-то умрет, члены его семьи отправятся в сельский дом, чтобы сделать уа-уа свица. Считается, что этот ритуал возвращает дух человека в семью и является важной частью процесса скорби для многих зимбабвийцев.
В полночь уа-уа выливается на козла, который, как считается, представляет дух умершего. Если коза стряхивает жидкость, значит, дух принял жест скорбящих. Однако, если он не стряхивает уа-уа, умерший дух еще не успокоился. В этом случае члену семьи, возможно, придется высказаться, чтобы объяснить, почему.
Шелта Мунджома, мать и жительница деревни, два года назад посетила ритуал в честь своей тети в Муреве.
«Если покойный хочет поговорить, он будет говорить через кого-то из членов семьи», — говорит Мунджома. «Если они ничего не хотят сказать, ничего не произойдет».
Существует распространенное мнение, что если умерший умер при насильственных или загадочных обстоятельствах, его дух проявится и объяснит, что произошло, через члена семьи.
«Обычно девушки одержимы, — говорит Мунджома. — Не знаю почему, но обычно так и происходит.
Уа-уа играет решающую роль и в других аспектах зимбабвийской жизни, особенно в духовной. Уа-уа свица специально варится, чтобы успокоить несчастных духов, часто делается, когда семьи болеют или имеют личные проблемы, которые, по их мнению, могут быть связаны с умершим родственником, у которого не было Свицы, когда они умерли, или знак того, что они не отдыхают спокойно.
Однако в конце 1800-х годов, в колониальный период, некоторые зимбабвийцы приняли христианство и начали дистанцироваться от традиционных ритуалов.
«Это не согласуется с моей христианской религией», — говорит один из зимбабвийцев, пожелавший остаться неизвестным. «Когда я рос христианином, я не практиковал эту культуру».
Но некоторые зимбабвийцы-христиане находят способ объединить эти две части себя. Они по-прежнему уважают и ценят корни своей культуры. В конце концов, уа-уа — это гораздо больше, чем просто напиток. Каждая капля напитка наполнена тем, что зимбабвийцы ценят больше всего: самобытностью, общностью и семьей.