Крепкие напитки и пиво
Бангла - индийский ликер со сложным наследием
Влажным зимним вечером в районе Эспланада в Калькутте, Индия, 55-летний Шибаджи Махато направляется в местный бар. Он работает на стройке в соседнем здании. В баре уже стоит Бхаскар Дас, продавец фруктов и овощей. Шибаджи, Бхаскар и многие другие, заполнившие этот бар, пьют Бангла, бесцветный, без запаха, безвкусный и крепкий алкогольный напиток, сыгравший сложную роль в индийской истории и культуре.
Слово Bangla имеет несколько значений, лишь некоторые из которых относятся к алкоголю. Бангла — это язык, на котором говорят жители Калькутты и индийского штата Западная Бенгалия, и этот термин часто используется для обозначения штата Западная Бенгалия, почти как идентичность.
Бангла как напиток не имеет четкого определения. Почти любой деревенский ликер, приготовленный из зерна, доступного в Западной Бенгалии, можно назвать бангла. Региональные различия внутри.
«В Западной Бенгалии большая часть деревенских спиртных напитков производится с использованием крахмала сахарного тростника или патоки и ферментированного риса», — говорит Санджай Гош, эксперт по спиртным напиткам, широко известный как Dada Bartender, чей YouTube-канал Cocktails India имеет 700 000 подписчиков.
Современное отношение к этому напитку может включать в себя множество унаследованных классовых и кастовых стигм.
«Ману не одобрял употребление спиртных напитков кастой брахманов на том основании, что спиртные напитки были получены путем разложения риса и были изготовлены низшей кастой, которая была неприкасаемой», — пишет Рактим Сур, доцент колледжа Херамбра Чандра в Калькутте в «Истории спиртных напитков: реакция и сопротивление в Бенгалии (1790–1906»). Хотя индуистская и мусульманская аристократия время от времени отмечала важные события алкоголем, пишет Сур, по большей части это происходило в частном порядке.
Социокультурные события во время британского владычества (1848–1947) также подвергли стигматизации доморощенного алкоголя, таких как Бангла. В начале 19 века наблюдался рост класса бхадралок, состоящего из богатых бенгальских индуистов из высшей касты, которые либо работали на британских чиновников, либо вели с ними дела. Пытаясь произвести впечатление на англичан, многие Бхадралок взяли за привычку пить иностранные спиртные напитки, в то же время свысока глядя на алкоголь, произведенный в Индии.
Сегодня этот разрыв еще больше увеличился из-за угрозы «хуч», или фальсифицированных деревенских спиртных напитков, которые могут содержать высокие уровни метанола, вызывающего слепоту и смерть. Западная Бенгалия видела много подобных инцидентов.
«Хуч или самогон, изготовленный на плохом оборудовании, в антисанитарных условиях людьми, не имеющими технических знаний о дистилляции, в конечном итоге приводит к гибели людей», — говорит Гош. Это также влияет на то, как люди относятся к деревенским спиртным напиткам, которые тщательно приготовлены, легальны и безопасны для употребления.
В Калькутте и прилегающих к ней районах Хоура, Хугли, Северный и Южный 24 Парганас продаются легализованные бренды бангла, такие как Dada, Race и Bagh. Эти бренды Bangla, продаваемые в бутылках емкостью 600 мл по цене примерно 120 индийских рупий (160 рублей), принадлежат частной фирме Transways Exim Private Limited из Калькутты.
«Эти бренды были запущены в 2012 году», — говорит Радж Кумар Шоу, менеджер по связям с общественностью Transways. «Они занимают долю рынка в размере 15% от всех продаж в Западной Бенгалии».
Шоу считает, что отчасти успех брендов Transways Bangla обусловлен близостью производителя к своим рынкам и ингредиентам. По его словам, в Западной Бенгалии компания производит алкоголь без каких-либо примесей, извлеченный из зерна, известный как Grain Extra Neutral Alcohol (G-ENA). «Мы закупаем G-ENA на винокуренных заводах в Западной Бенгалии и соседних штатах, таких как Бихар и Джаркханд», — говорит он.
В крепкий алкоголь G-ENA контролируемым образом добавляется деминерализованная вода, чтобы полученный напиток приобрел желаемый характер бренда. Соблюдая правила Акцизного департамента, они не добавляют ароматизаторов. Прежде чем спиртное попадет в упаковку, оно выдерживается в течение 3–7 дней в стальных резервуарах. «Разные сроки созревания для разных брендов — наша внутренняя коммерческая тайна».
Сартак Банерджи, 25-летний житель Хоуры, дергает носом при упоминании Бангла. «Я не пью его и никогда не буду», — говорит он, — «но я знаю человека, который это делает».
Он не одинок. Потребители из высших слоев социально-экономического статуса, как правило, хотят дистанцироваться от напитка. И, несмотря на гордость Шоу за методы производства и снабжения своей компании, многие производители спиртных напитков, винные магазины Bangla и даже чиновники акцизного департамента стесняются публично раскрывать свою связь с Bangla.
Однако, по словам Гоша, винокурни, которые поставляют G-ENA национальным производителям спиртных напитков, отправляют те же ингредиенты производителям иностранных спиртных напитков индийского производства (IMFL). IMFL — это общий термин, используемый для всех алкогольных напитков неместного происхождения, производимых в Индии.
«Агрегаты IMFL добавляют цвет, вкус, и полученный алкоголь превращается в ром, водку и виски», — говорит Гош. «Затем они продаются по гораздо более высоким ценам».
Гош смешал бангла с лаймом, ананасом и листьями мяты, чтобы приготовить мохито, а также предлагает подавать его с зеленым перцем чили и солью. Он надеется, что однажды бангла будет рекламироваться как специализированный напиток со статусом географического указания, как фени из кешью, домашний алкоголь Гоа или рисовое вино Джудима из Ассама.
«За легально изготовленную бангла нечего стыдиться, но об этом никто не знает», — говорит Гош.